Наскальная живопись Сахары

Наскальная живопись Сахары

На юго-востоке Алжира, в Центральной Сахаре находится огромное пустынное плато Тассилин-Аджер. Его протяженность 700 км, а ширина 100 км, вся площадь — 72 тысячи кв. км. Поверхность Тассилин-Аджера относительно ровная, только кое-где остроконечные вершины каньонов пересекают русла высохших древних рек. В скалах Тассили находится довольно много пещер и гротов, а также есть горячие вулканические источники. Повсюду встречаются геологические образования из эродированного песчаника, которые образуют, так называемые скальные леса.

Древние жители оставили более 15 тысяч изображений наскальной живописи Сахары. Среди них наскальные рельефы и рисунки, охватывающие огромный период времени — от VI тысячелетия до н.э., и до настоящего времени. Настоящая летопись Северной Африки представлена изображениями людей, животных, сцен охоты, колесниц, перегона стад, войны и т.д.

Огромные ансамбли наскальной живописи Сахары находятся, в основном, в нагорьях Тассилин- Ахаггар, Тассилин-Аджер, Тибести и примыкающих к ним районам: Адрар Ифорасе, Феццане, Борку, Аире, Эннеди и т.д. Наскальные рисунки нигде в мире так тесно не расположены как здесь. На основании большинства сюжетов можно сделать заключение, что в эпоху неолита в Сахаре был богатый животный и растительный мир, и более влажный климат. Фрески Тассили отразили всю эволюцию Сахары, от когда-то цветущей саванны к безжизненной пустыне. В настоящее время ученые выделяют четыре больших периода развития наскальной живописи Сахары, связанных с климатическими изменениями в этом регионе:
I. «Эпоха охотников» — период древнего буйвола (VIII–VI тысячелетия до н.э.);
II. «Эпоха пастухов» — период домашних быков (примерно 3500 лет до н.э.);
III. Период лошади (примерно 1500 лет до н.э.);
IV. Период верблюда (примерно II века н. э.).

На территории Сахары во всех местах встречаются петроглифы и живопись последних трех периодов, но древние памятки «эпохи охотников» сохранились только в нескольких местах, в основном, в горах Сахарского Атласа и Феццане. Наскальное искусство Тассилини-Аджера заканчивается «периодом верблюда», в котором стало безраздельно царствовать это животное. Однако, несмотря на то, что к середине II тысячелетия нашей эры Тассилин-Аджер превратился в обезвоженную пустыню, населенную ящерицами, змеями, пауками, традиции наскальной росписи сохранились у живущих здесь кочевников-туарегов почти до середины XX века. Это подтверждают схематические рисунки, обнаруженные на стенах французских портов, сооруженных здесь в начале XX века, и даже на обломках самолета, который во время Второй мировой войны разбился в Сахаре.

Первооткрывателем и исследователем наскальной живописи Сахары является французский ученый Анри Лот, ему удалось в начале 50-х годов обнаружить более 10 тысяч рисунков в Тассилин-Аджере.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.