«Пизанелло» М. И. Майская

«Пизанелло» М. И. МайскаяЗнакомство с обширной критической литературой об Антонио Пизанелло, как со старой, так и с современной и самой последней, как будто, помещает в атмосферу напряженной научной дискуссии, в насыщенную, густую, наэлектризованную среду горячих споров, осторожных гипотез, скрупулезных исследований, блистательных открытий. Несмотря на то, что эта литература появилась на рубеже XIX-XX веков, но она не только не исчерпала себя почти за столетнюю историю изучения творчества художника, а наоборот за последние десять-пятнадцать лет достигла апогея своей интенсивности, обнаружила новые загадки мастера, поставила новые вопросы, ожидающие решения.

Данная многолетняя «дискуссия» существует так долго только благодаря яркой творческой индивидуальности Пизанелло, драматической и сложной судьбе его художественного наследия, значительности того исторического этапа в итальянском искусстве, отраженного им в своей эволюции. С самого начала в личности Пизанелло привлекает многогранность и широта его творческого диапазона. В течение жизни мастер монументальной живописи создал шесть значительных фресковых циклов, написал множество маленьких станковых композиций, миниатюр, он, также был неутомимым и блестящим рисовальщиком, декоратором, который принимал живое участие в оформлении придворного быта большущих итальянских дворов. Талантливый медальер-портретист благодаря многообразию интересов и творческой активности был выделен даже в калейдоскопе художественной литературы XV века, отличающейся яркими дарованиями и выдающимися именами.

В истории Возрождения известно немало удивительных примеров универсализма. Но только во время Высокого Ренессанса это качество станет гениальным наряду с естественным выражением титанического духа эпохи. В этот период живописцы довольно часто участвовали в изготовлении эскизов для витражей, рисовали для скульптурного декора. В начале творчества архитектор Брунеллески принимал участие в конкурсе скульпторов, а также есть предположения, что и Мазаччо занимался скульптурой. Все эти художники, объединив в себе обязанности скульптора, архитектора и живописца, становились декораторами, когда в период подготовки города к празднествам расписывали фасады средневековых зданий, превращая их в ренессансные строения.
Среди этих мастеров Пизанелло был одним из немногих художников, который не только параллельно и последовательно работал как рисовальщик, живописец и медальер, но его творческая активность не оставалась потенциальной, а гармонично выразила себя в полноценных художественных произведениях. Его проблематика искусства, его поэтика, его образный мир до конца раскрываются только благодаря комплексу трех различных проявлений артистической индивидуальности мастера.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.