В Китае традиционное искусство китайской живописи и каллиграфии имеет такую же славную и древнюю историю, как и вышивка шелком по шелку. Эти направления искусства имеют много общих методов и техник, поскольку в этой стране трепетно относятся к своим традициям и истории, стараются отбирать все самое лучшее из поколения в поколение, что позволяет сегодня современным китайским мастерам каллиграфии, живописи и вышивки шелком полностью использовать секреты мастерства своих предков.
Традиционная китайская живопись
В отличие от западного искусства, китайская живопись, как важнейшая часть китайского культурного наследия, традиционно выполняется на шелке или рисовой бумаге с помощью китайской кисточки и китайских чернил, полученных путем смешивания сажи, образующейся после сжигания сосны с веществом, приготовленным из шкур животных, рогов оленей и пигментов растений. В Китае всегда уделялось много внимания качеству чернил или туши. Их качество должно быть безупречным, поскольку главная роль отводится только контурам рисунка, выполненного тушью.
Для того, чтобы в этом искусстве достичь успехов, нужно, кроме таланта художника, владеть сложной техникой в совершенстве, отличным чувством качества, особенностей чернил и бумаги, и хорошо контролировать кисточку. Художник перед тем, как прикасаться кисточкой к бумаге, должен в своем уме отлично представлять черновик рисунка, изображая его в своем воображении, и этот опыт сохранять в памяти. Поскольку, начиная рисовать, он должен одним движением, исключающим возможность ошибочных мазков и вариаций, завершить работу.
Для китайской живописи самой удобной считается рисовая бумага, имеющая правильную текстуру, благодаря которой можно мокрой кисточкой писать по ней. По этой бумаге можно китайскими чернилами совершать различные мазки от незначительных, легких и до самых жирных мазков. С помощью руки мастера эти мазки превращаются в человеческие фигуры, животных, птиц, рыб, цветы и деревья. Кроме того, китайский художник это еще и поэт, и каллиграф. Довольно часто он стих собственного сочинения добавляет в картину, завершая произведение, и таким образом, он ставит заключительную точку. Как правило, этот стих помогает понять смысл картины, и дает зрителю доброе пожелание. Зачастую встречаются фрагменты стихов из глубокой древности.
Китайскую живопись можно разделить на два основных направления: тонкий, детальный стиль работы (gongbi) и работа кисточкой «свободная рука» (xieyi). В последнем направлении допускаются размашистые, общие движения, создающие общее впечатление, благодаря которым зритель имеет возможность размышлять. В то время, как первое направление много внимания уделяет мельчайшим деталям. Обе школы, используя разные техники искусства китайской живописи, благополучно достигают одинакового результата – создания красоты. В Китае живопись появилась где-то 5-6 тысяч лет назад, поскольку на его территории были обнаружены сосуды этого периода с цветными изображениями животных, деревьев, и картинами, на которых отражены разные аспекты примитивной жизни клановой общины.