В ХХ веке изобразительное искусство Беларуси можно назвать цельным динамичным явлением художественной культуры. Системные социальные преобразования, произошедшие на постсоветском пространстве, создание новых государств, включая республику Беларусь, и выбор своего пути развития вынудили сферу культуры заняться изучением отечественного опыта в области искусства.
Одна из проблем исторического анализа развития современной культуры Беларуси заключается в том, что в качестве точки отсчета был искусственно выбран 1917 год. Довольно часто методологическая ошибка или прямое невежество приводит в тупик тех, кто начинает изучать художественные процессы Беларуси ХХ века. 1917 год стал переломной датой для жизни большой части Европы, но в искусстве ситуация более сложная. Творчество Марка Шагала связана не с советским планом монументальной пропаганды, а с парижской атмосферой начала века. Творчество Язепа Дроздовича и Фердинанда Рущица перекликается с европейским символизмом и с традициями Сецессии.
В ХХ веке стали известны такие имена, как Владислав Стшеминьский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Юдель Пэн, Роман Семашкевич и др. В начале века у Беларуси были реальные возможности для включения в европейские творческие эксперименты. Они в какой-то мере были реализованы в 1920-х годах, но не смогли достичь вершины своего развития. Период 1960-х годов – «хрущевская оттепель» – демонстрирует относительное развитие культуры и искусства Беларуси. В это время закладываются основы современной художественной школы республики. В 1970-е годы для развития изобразительного искусства Беларуси общий фон был неблагоприятным из-за тотальной регрессивности эстетики «застоя». Деятели искусства начали обращаться к историческому прошлому Беларуси. Эти годы стали фундаментальным этапом формирования пространства белорусского андеграунда.
В 1980-е годы у художников проявился широкий интерес к наследию искусства 1920-х годов. В 1984 году в Минске на выставке состоялась открытая презентация белорусского концептуального искусства. Влияние концептуализма наблюдается в творчестве художников С. Войченко, В. Цеслера. В начале 90-х годов художественная жизнь более многоплановая, в отличие от предыдущих десятилетий, но еще находится далеко от требований времени. О новом качественном уровне художественной культуры этого времени свидетельствуют острая полемика между представителями разных направлений, высокая динамика выставочной деятельности, расширение международного опыта в сфере культуры. Особенно следует отметить работы художников плаката, удостоенных наградами на самых авторитетных международных выставках. Сейчас работы С. Войченко, В. Цеслера, А. Шелютто, А.Новожилова,
Е. Китаевой можно увидеть в зарубежных музеях плаката, частных коллекциях.