Изобразительное искусство Беларуси 20 века

Изобразительное искусство Беларуси 20 векаВ ХХ веке изобразительное искусство Беларуси можно назвать цельным динамичным явлением художественной культуры. Системные социальные преобразования, произошедшие на постсоветском пространстве, создание новых государств, включая республику Беларусь, и выбор своего пути развития вынудили сферу культуры заняться изучением отечественного опыта в области искусства.

Одна из проблем исторического анализа развития современной культуры Беларуси заключается в том, что в качестве точки отсчета был искусственно выбран 1917 год. Довольно часто методологическая ошибка или прямое невежество приводит в тупик тех, кто начинает изучать художественные процессы Беларуси ХХ века. 1917 год стал переломной датой для жизни большой части Европы, но в искусстве ситуация более сложная. Творчество Марка Шагала связана не с советским планом монументальной пропаганды, а с парижской атмосферой начала века. Творчество Язепа Дроздовича и Фердинанда Рущица перекликается с европейским символизмом и с традициями Сецессии.

В ХХ веке стали известны такие имена, как Владислав Стшеминьский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Юдель Пэн, Роман Семашкевич и др. В начале века у Беларуси были реальные возможности для включения в европейские творческие эксперименты. Они в какой-то мере были реализованы в 1920-х годах, но не смогли достичь вершины своего развития. Период 1960-х годов – «хрущевская оттепель» – демонстрирует относительное развитие культуры и искусства Беларуси. В это время закладываются основы современной художественной школы республики. В 1970-е годы для развития изобразительного искусства Беларуси общий фон был неблагоприятным из-за тотальной регрессивности эстетики «застоя». Деятели искусства начали обращаться к историческому прошлому Беларуси. Эти годы стали фундаментальным этапом формирования пространства белорусского андеграунда.

В 1980-е годы у художников проявился широкий интерес к наследию искусства 1920-х годов. В 1984 году в Минске на выставке состоялась открытая презентация белорусского концептуального искусства. Влияние концептуализма наблюдается в творчестве художников С. Войченко, В. Цеслера. В начале 90-х годов художественная жизнь более многоплановая, в отличие от предыдущих десятилетий, но еще находится далеко от требований времени. О новом качественном уровне художественной культуры этого времени свидетельствуют острая полемика между представителями разных направлений, высокая динамика выставочной деятельности, расширение международного опыта в сфере культуры. Особенно следует отметить работы художников плаката, удостоенных наградами на самых авторитетных международных выставках. Сейчас работы С. Войченко, В. Цеслера, А. Шелютто, А.Новожилова,
Е. Китаевой можно увидеть в зарубежных музеях плаката, частных коллекциях.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.