Н. Н. Волков «Цвет в живописи»

Н. Н. Волков «Цвет в живописи»В данной книге представлена теория колорита в живописи. А существует ли вообще такая теория? Чувство цвета является одним из самых субъективных человеческих чувств, и поэтому, можно ли о нем говорить и спорить? На этот вопрос можно ответить так: « Надо изучать не только объективное, но и субъективное. Благодаря человеческим чувствам отражается объективный мир». Субъективность чувств выработана, воспитана объективным ходом развития общества. Не обращая внимания на мнения скептиков и невежд, следует отметить, что уже разработана научная теория восприятия цвета, которая существует и развивается в научных спорах. Эта теория нам нужна.
Однако, нужна ли нам и существует ли теория колорита, теория живописи и, в целом, теория искусства в этой «субъективнейшей» сфере человеческой практики, теория проявлений необыкновенного таланта. Передовые советские художники всегда остро ощущали необыкновенное значение проблемы цвета для живописи. В 20-х и 30-х годах прошлого столетия вопросам цвета уделялось много внимания. Также они не раз возникали в послевоенные годы. Но, в наше время эти вопросы стали более острыми.
Однако, создать искусство, соответствующее идеалам нашей эпохи, искусство высокого ремесла, совершенного вида, искусство, близкое и понятное народу невозможно без рассмотрения наших успехов и недостатков, без научно обоснованной теории. Во многих картинах на наших выставках отсутствует культура цвета. В одних картинах преобладает кричащая анилиновая, безвкусная яркость. В других картинах преобладает серость, которая выдается авторами за тонкость цвета. Третьи картины слепо подражают известным образцам. В образном мышлении, в образном познании существуют традиции подлинного колоризма, а не в зазубренной или выдуманной, или просто скопированной с натуры, цветовой гамме. В бесспорном противоречии с потребностями живописи нашего времени находится состояние теории колорита. Фактически у нас нет работ, отражающих эту тему, кроме книги Г.М. Щегаля, и книги К.Ф. Юона «О живописи», содержащей высказывания о цвете, и Б.В.Иогансона «Молодым художникам о живописи», и рекомендаций, размещенных в статьях узкопрактического характера.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.